великий Сандоваль на концерте пожал руку Владимиру Преснякову-старшему

Кубинский трубач-джазмен Артуро Сандоваль, заработавший за время своей карьеры десять Grammy и удостоившийся биографического кинофильма с Энди Гарсией в главной роли, в рамках большого турне по странам бывшего СССР выступил в столичном Театре эстрады. Рассказывает БОРИС БАРАБАНОВ.

 

В арсенале Артуро Сандоваля, помимо славного имени, виртуозная игра на трубе и флюгельгорне, отличное владение вокалом и перкуссией, танцевальный драйв, вывезенный с Кубы в США, и типично американское умение общаться с залом. Плюс давнее знакомство с российской публикой: его сольные диски и совместные записи с Диззи Гиллеспи были доступны здесь еще в 1980-е. «Лома» в Театре эстрады, вопреки ожиданиям, не было, зато в зале сидели сплошь ценители, давно погруженные в материал. Музыкант, надо сказать, это сразу почувствовал и для затравки сказал залу, что ему «приятно видеть здесь такую просвещенную аудиторию. А то знаете, как бывает: выступаешь, а люди даже на сцену не смотрят».

Артуро Сандовалю 67 лет. В его аккомпанирующем составе играют как американские, так кубинские музыканты. За счет этого достигается разумный баланс типично «тропической» динамики с джазовой традицией. Сыграв буквально одну-две пьесы, Артуро Сандоваль пускается в непрекращающуюся коммуникацию с залом. В Москве он начал с того, что показал целую комическую сценку с полотенцем, которым постоянно утирал пот. Работал он и правда в поте лица: постоянно пританцовывал, не жалел сил, дирижируя своим ансамблем, менял инструменты, на каждом из которых висел католический крестик, бешено колотил в барабаны, извлекал бешеный рык из синтезатора и на пике эмоций показывал публике язык.

Сандовалю по силам совместить в рамках одной композиции хлесткий синтезаторный фанк с кубинскими танцевальными фигурами, а потом уйти в долгую вокальную импровизацию, в которой скэт сочетается со звукоподражанием и чуть ли не тибетским горловым пением, и завершить это все кодой, сыгранной на варгане. В какой-то момент московского концерта он долго изображал голосом контрабас и явно получал детское удовольствие от того, что чем выше забиралась его кисть по воображаемому грифу, тем ниже был звук. Отдельным (явно хорошо отрепетированным скетчем) был эпизод, когда классики джаза, в которых перевоплощался трубач, отвечали на вопрос: «Что такое бибоп?» Любимый персонаж Сандоваля — Диззи Гиллеспи, его учитель и кумир. Однако кульминацией этой сцены стал Чарли Паркер, который против ожиданий ответил не игрой на трубе, а барабанным битом.

Перед тем как сыграть «Smile» Чарли Чаплина, Артуро Сандоваль в лучших традициях американских комиков и шоуменов спустился в зал, чтобы поболтать со зрителями. Кто-то тут же протянул ему конверт от виниловой пластинки для автографа, но трубач попросил подойти с этим после концерта. Пообщаться с максимально возможным количеством гостей, понравиться и запомниться — тоже важная часть его профессионализма. Сандоваль восхитился седой шевелюрой какого-то пожилого меломана, потом пожал руку Владимиру Преснякову-старшему, сидевшему в партере вместе с Николаем Трубачом, потом увидел девятилетнего ребенка и похвалил родителей за то, что привели его на концерт: «Вот это я понимаю — правильное воспитание. Я считаю так: если музыка не играет по радио, значит, это именно то, что нужно слушать». Увидев дорогие часы на руке одного из зрителей, Сандоваль тут же сообщил, что свои он купил на Канал-стрит в Нью-Йорке за $100. Наконец, музыкант дошел и до своих политических воззрений. «Я считаю, нам всем нужно поменьше смотреть телевизор,— сообщил кубинец.— Я серьезно, вот попробуйте сегодня, когда вернетесь с концерта, не включать телевизор. Вместо этого просто найдите в интернете текст песни «Smile» и прочитайте его перед сном. Увидите, какой будет эффект. Как минимум утром проснетесь с улыбкой на лице».

http://kommersant.ru/doc/3228984

KMO_157469_00038_1_t222_190655

WEB - разработка ASGRU Кондранин Артем ,создание сайтов